|
ПРОФЕССОР ЗАРУБЕЖНЫХ АКАДЕМИЙ
Перефразируя философа Бэкона,
Должен сказать я слово в слово,
Что здания – они почти как люди:
В младенческие годы они нам чушь лепечут,
У них и ножки хрупкие, и плечи.
А в юности они цветущи и пышны,
Пленяют всех своею красотой.
Но зрелость наступает их порой
И даже седина порою проступает.
Когда же старость им на пятки наступает…
Хотя о дряхлости не станем говорить.
А если Гегеля слегка подправить,
То зодчество – как книга на витрине.
Её прочесть желает друг и враг,
Но часто вертят книгу так и сяк,
А дальше заголовка – ни гу-гу.
Так и стоят на этом берегу.
Боятся ноги замочить, а надо.
Боятся стулья оторвать от зада.
- Как будто их настигнут пули тогда,
Когда их зад покинет стулья.
А нужно-то всего лишь,
Страницу зодчества открыть…
- ГОСПОДИН Баженов, мы предлагаем Вам работу в Париже, - это короткое предложение Людовика XV в присутствии королевского архитектора Шарля де Вальи не застало двадцатисемилетнего зодчего врасплох, - он был готов к нему.
- Премного благодарен, Ваше величество, прошу извинить меня за отказ, скучаю по России, - не более продолжительный ответ на соблазнительное предложение очень удивил короля Франции.
Молодой профессор Римской академии святого Луки, а также Флорентийской и Клементинской академий, член Болонской академии искусств рвется домой, на родину, в Россию, не предполагая еще, что там ему придется несколько раз «умирать творчески» и снова возрождаться. Он еще не может знать, что после многих лет на родине Российская Академия художеств так и не признает в нем профессора.
А если бы знал, какая судьба его ждет на родине, поступил бы Василий Иванович Баженов иначе? Остался бы работать во Франции, прославлял её и себя?
На этот вопрос вы можете ответить сами, ознакомившись с характером и творчеством первого в истории России архитектурного профессионала, получившего образование на родине и усовершенствование во Франции и Италии.
Жизнь В.И. Баженова - это цепочка случайных закономерностей и закономерных случайностей.
Случайно или закономерно, что пятнадцатилетнего юношу взял на учебу живописец, который мог нарисовать вместо левой руки правую?
Случайно или закономерно открыл талант Баженова великий мастер Д.В Ухтомский, набредший на мальчика, прилежно рисующего с натуры полюбившиеся ему архитектурные памятники?
Случайно или закономерно сын дьячка не стал знаменитым певцом, хотя отец его определил в страстный монастырь для пения и церковного чтения?..
Нет, не случайно юноша учился у лево-правого живописца.
Нет, не случайно Ухтомский записал Василия Баженова в гимназию при Московском университете.
Нет, не случайно он не стал певцом, потому что вместо пения Василий «всех святых из церкви переносил мыслями на стены и делал их своею композицией, за что секли Его часто».
К двадцати годам талант художника с помощью учителей настолько окреп, что В.И. Баженова в 1758 году принимают в «Академию трёх знатнейших искусств».
В Академии В. Баженов учится у Деламота и талантливого Саввы Чевакинского. Баженов был у Чевакинского при строительстве собора Николы Морского «правой рукой». У него же ученик гравировал чертежи, планы, делал обмеры зданий.
Через полтора года учебы в Академии Баженов так характеризуется преподавателем А.Ф. Кокориновым в письме графу Шувалову:
- «Студент Василий Баженов по особливой своей склонности к архитектурной науке, прилежным своим учением столько приобрел знания, как в начальных пропорциях, так и в рисунках архитектурных, чем впредь хорошую надежду в себе обещает, - что осмеливаюсь за свою прилежность и особливый успех всепокорнейше представить к произведению в архитектурные второго класса кондуктора с жалованием по 120 рублей в год».
Вскоре последовал сенаторский указ:
- «Быть Баженову Василию, сыну Ивана, архитектурным помощником в ранге прапорщика».
Этот указ давал юному Баженову дворянское звание. А далее - еще круче! Шувалов представляет талантливого ученика Елизавете, которая оказывает милость - повелевает состоять при вельможном оберархитекторе Растрелли.
Творческое соприкосновение с этим звездоподобным зодчим не прошло бесследно. Но нужно отметить, что влияние
барокко оказалось слабее смелости и творческой инициативы В. Баженова. В этом можно убедиться, посмотрев на его первую самостоятельную работу — храм в подмосковной усадьбе князя Черкасского в Черкизово-Старках.
Барокко
Барокко (итал. barocco — «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»); существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.
Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).
Мировоззренческие основы стиля сложились, как результат потрясения, какими были в XVI в. Реформация и учение Коперника. Изменилось утвердившееся в античности представление о мире, как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке, как о разумнейшем существе. Человек стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем» по выражению Паскаля, «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».
Предпосылки зарождению Барокко: В 17 в. Италия — первое звено в искусстве эпохи Возрождения, потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы — Испанцы и Французы. Они диктуют условия политики и пр. Истощенная Италия не утратила высоты своих культурных позиций — она остается культурным центром Европы. Она богата духовными силами. Мощь в культуре проявилась приспособлением к новым условиям. Центром католического мира является Рим. Благодаря этим обстоятельствам, знать и церковь нуждаются в том чтобы их силу и состоятельность увидели все. Денег на постройки палаццо не было, знать обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Популярным становится стиль, который может возвысить, вот так в XVI веке на территории Италии возникает Барокко.
В облике церкви ярко выделены черты древнерусского зодчества, которые были оттеснены модным стилем русского барокко. Юный зодчий смело видоизменил мотивы древнерусского строительства и ввел в композицию контрастные сочетания красного кирпича и белого камня, что характерно для старорусского искусства.
Двухгодичная учеба В. Баженова в Академии Художеств закончилась в 1760 году. К тому времени было принято решение посылать наиболее талантливых учеников в «чужие края», выдавая им государственную пенсию.
Первым «пенсионером» Санкт-Петербургской Академии Художеств стал Василий Иванович Баженов. Вместе с «пенсионером» по классу живописи Антоном Лосенко они морем направляются в Париж, потому что на материке гремят пушки Семилетней войны с Пруссией.
Королевский архитектор Шарль де Вальи строго проэкзаменовал Баженова и, признав его знания вполне удовлетворительными, принял Василия Ивановича в число своих учеников. Нужно отметить, что беседа велась на французском языке.
Опять учеба, черчение на дому, моделирование или, как сейчас принято говорить, макетирование. Никаких излишеств, никаких развлечений. Тем более что трехсот пятидесяти рублей в год едва хватало на пропитание и плату за квартиру.
А работал талантливый и прилежный ученик так, что вначале учитель не верил своим глазам - так точно и совершенно Баженов выполнял макеты античных храмов. Но затем Шарль де Вальи убедился, что «русский» все свободное и несвободное время проводит над изготовлением из дерева моделей Луврского дворца, Дома инвалидов и других примечательных памятников.
Полтора года пролетели, как ласточки над Сеной. Странный «русский» сам явился на публичный экзамен Парижской академии, хотя Устав «пенсионеров» Санкт-Петербургской Академии Художеств этого не требовал. Этим поступком Баженов сначала очень удивил, а потом ошеломил французских профессоров - он устроил выставку своих моделей, рисунков, чертежей, офортов. Такого явления мудрые профессора не видели и, наверное, не увидят. Экзамен превратился в отчет-триумф.
Франция оценила русского мастера, выдав ему диплом Парижской академии и Римскую премию. Римская премия - это золотая медаль и поездка в Рим за счет Парижской академии. Но... необходимо было принять католическое вероисповедание. И опять отказ Василия Баженова.
Но Россия тоже «не ударила в грязь лицом» - повысила на 50 рублей в год содержание Баженову, а затем повелела ехать в Рим уже кандидатом в российские академики.
В Римскую академию Баженов в 1764 году представил архитектурные макеты собора святого Петра, офорты, рисунки, проекты.
Римская академия святого Луки не устояла перед иностранцем и присвоила В.И. Баженову звание академика архитектуры и исключительное право быть профессором академии.
Но об этом мы уже узнали, как только начали читать рассказ. Знаем мы уже и о предложении Людовика XV, и об отказе патриотически настроенного Баженова.
Домой двадцативосьмилетний зодчий летел, как на крыльях. Казалось, что все впереди: и успех, и признание, и творческие сооружения.
Но начались многочисленные взлеты и падения, равнозначные смерти.
Перед тем, как посчитать эти удары судьбы, нужно ознакомиться с политической обстановкой в России тех лет.
Уже нет Елизаветы и кратковременно царствовавшего Петра III. Новая царица Екатерина удаляет от двора покровителя многих талантов - И.И. Шувалова.
Президентом Академии Художеств назначается Иван Иванович Бецкий. Несмотря на имя и отчество, президента за раболепие перед всем иностранным прозвали: «Бецкий - человек немецкий».
И.И. Бецкий предложил принимать детей в Академию чуть ли не с «пеленочного» возраста. Молодой же профессор зарубежных Академий В.И. Баженов считал, что талант сначала нужно обнаружить, а уж потом - выращивать. Как вы считаете, мог ли полюбить И.И. Бецкий нашего В.И. Баженова?
- Вот то-то и оно!
Второй вопрос: «Кто был ближе к новой царице Екатерине, - И.И. Бецкий или В.И. Баженов?
По крайней мере, при вторичном открытии Академии в 1765 году И.И. Бецкий стоял рядом с Екатериной и косил глазами за В.И. Баженовым, который был представлен императрице.
Работы В.И. Баженова были оценены только на звание академика, а хотелось бы получить и законную степень профессора. Но, увы, он так и не станет профессором Российской Академии.
Но падения пока еще нет. Первое падение будет после выполнения никому не нужного проекта «Увеселительного дома». Этот экзамен «подбросил» Баженову через Кокоринова и Деламота Иван Иванович Бецкий. Этот проект должен был дать Баженову звание профессора.
В проект «Увеселительного дома» Василий Иванович Баженов вложил, как всегда, и талант и душу:
- Пропорции сему дому я дал Палладиева вкуса, кой в строении увеселительных домов более других я почитаю.
Блестяще выполненный проект остался на бумаге - семь листков чертежей и пояснительная записка.
А на сердце остался первый глубокий шрам, но в первый раз спасла молодость.
Для признанного за рубежом талантливого мастера не нашлось в Академии Художеств даже хотя бы второстепенной кафедры.
Напроситься бы Василию Ивановичу - сыну дьячка - на прием к императрице, броситься бы в белы ноженьки полногрудой Екатерине и просить работы архитектурной. Не устояла бы благодетельница перед высоким, черноволосым, напудренным Баженовым в золотом мундире академика при шпаге. Была бы и кафедра, и степень профессора, и еще одно «чудо света».
Но не пошел гордый российский патриот к Екатерине, а оставил Академию Художеств, поступив в 1767 году на службу в Артиллерийское ведомство.
А вдогонку от И.И. Бецкого и конференц-секретаря Академии Салтыкова понеслись требовательные письма. То требовали вернуть золотой мундир и шпагу академика, то полный отчет за каждую израсходованную за рубежом копейку с предоставлением «квитанций». Через два года переписок с В.И. Баженова взыскали деньги за мундир, шпагу и «красную икру».
В Артиллерийском ведомстве Баженову поручили строительство Арсенала в Петербурге. В чине капитана артиллерии и главного архитектора артиллерии Баженов проектирует и начинает постройку старого Арсенала.
Екатерина вновь «заметила» В. Баженова и заказала ему проект «Смольного института благородных девиц». По своим масштабам это было самое грандиозное здание из всех, ранее проектируемых зодчим. Здесь Баженов снова смог показать свой талант и дарование. Зданию института была придана форма вытянутой дуги. Еще присутствует стиль барокко - овальные и круглые залы, но это уже здание в стиле
русского классицизма. Если бы Смольный по проекту Баженова был осуществлен, считал И. Грабарь, - «мы имели бы в нем одно из величайших произведений русского зодчества».
Русский классицизм
Русский классицизм — архитектурный стиль, распространённый в России во второй половине XVIII—XIX веках. Особенностью русского классицизма являлось эклектическое сочетание в одном произведении разностилевых элементов, отход от жёстко регламентированных приёмов и форм классицизма.
В раннем русском классицизме (1760—1770 гг.) ещё сохранялась пластика и динамика форм, присущих барокко и рококо, в эпоху зрелого классицизма (1770—1790 гг.) появились классические типы дворца-усадьбы и крупного жилого дома, ставшие образцами строительства загородных дворянских усадеб и парадной застройки российских городов. К раннему русскому классицизму относят архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота, А. Ф. Кокоринова, Ю. М. Фельтена, К. И. Бланка, А. Ринальди. Архитекторы зрелой поры классицизма — В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов.
В результате крупного градостроительства на рубеже XVIII—XIX веков возникли городские ансамбли центра Петербурга (А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров,К. И. Росси) и Москвы (Д. И. Жилярди, О. И. Бове, А. Г. Григорьев), застраивающейся после пожара 1812 года. К этому же стилю относятся ансамбли городских центров Костромы, Твери, Ярославля.
Но здание Смольного института по проекту талантливого зодчего не было осуществлено. Это явилось еще одним «запрещенным» ударом интриганов по Баженову.
Устояв на ногах, В. Баженов от военного ведомства едет в 1767 году в Москву «для казенных артиллерийских надобностей». Ему приходит идея превращения Москвы в современный столичный город. Для этого необходима полная реконструкция Кремля.
Начинается новый полет «Икара» под самое солнце, архитектурная песня тысячи колонн — Баженов приступает к проекту Большого Кремлевского дворца.
На месте растреллиевского дворца и ветхих зданий Приказов Баженов предлагает воздвигнуть новый четырехэтажный уникальный дворец. Идею зодчего донес до императрицы Григорий Орлов, и Екатерина распорядилась: «Быть по сему».
О грандиозности сооружения может сказать смета строительства - около 50 миллионов рублей золотом. Макет дворца оценивался в 60 тысяч рублей.
«Экспедицию по строению Большого Кремлевского дворца» возглавил генерал-поручик М.М. Измайлов. Строительную часть - главный архитектор В.И. Баженов. Он, в свою очередь, приглашает товарища по работе - М.Ф. Казакова - на должность «заархитектора», то есть помощника. Была составлена «архитектурная команда» и даже предполагалось выполнить для них специальную униформу.
И хотя на решение архитектурной части проекта «давили» впечатляющие образцы изученных за рубежом дворцов Версаля и Лувра и собор св. Петра в Риме с колоннами Бернини, большой мастер пошел по своему пути.
Вся треугольная в плане застройка Кремля принимала вид высокой периметральной композиции. Автор при этом любовно оставил древнюю стену, выходящую на Красную площадь. Южная сторона Кремля длиной более шестисот метров вдоль Москвы-реки должна была застроиться четырехэтажным надземным с двумя подземными этажами зданием. Все древние храмы внутреннего двора сохранились.
Модель комплекса была выполнена в специальном «модельном доме» около колокольни Ивана Великого в Кремле. Нет надобности описывать красоту модели - достаточно просмотреть иллюстративные приложения. Своей идеей превращения Кремля в московский Акрополь Баженов увлек и саму Екатерину, которая пришла в восторг от грандиозного замысла талантливого зодчего.
Необходимо отметить, что любимый макетный материал Баженова был использован после демонтажа деревянного дворца царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенском.
На это событие молодой Державин написал оду, в которой тонко и точно заметил:
«Возможно ли гробам разрушиться, восстать
и в прежней красоте чуднее процветать?
Твердыням таковым, коль пасть и восставляться.
То должно, так сказать, природе применяться!
Но что не сбудется, где хочет Божество?
Баженов! Начинай, уступит естество».
Перед торжественным «вынутием земли» в 1772 году было снесено множество «ветхостей», три башни, казенный двор. Закладка Большого Кремлевского дворца состоялась 1 июня 1773 года. Баженову даже доверили произнести торжественную речь. Он коротко и лаконично сказал:
- «Совершение сих великолепных зданий превзойдет красотою обширные Российской империи пределы, исчезнет тогда слава семи чудес света». (Надо было при этом постучать по дереву!)
Была даже торжественная закладка дворца. Московский главнокомандующий князь Волконский заложил в гнездо первый мраморный кирпич. Этот кирпич был и последним в этой неосуществленной постройке.
А «полет Икара к солнцу» закончился падением с «опаленными крыльями», если не сказать более мрачно. Это был очередной шрам на сердце увлеченного зодчего.
Найдено письмо Баженова, адресованное Завадскому в 1776 году после кремлевского краха:
- «Вот уже 25 лет, как я употребляюсь в моем художестве. Во все оное время гоним судьбой, не видел ни одного дня, что был чем-то порадован. Десять лет в теперешнем чине, до 50 человек учил учеников без всякой корысти, из коих много таких, которые изрядными успехами оказались в службе Екатерины и получали равные со мной чины, а другие и превзошли меня.
А более того, стеснен дух мой 15 тысячами рублёв долгу, которые я нажил не мотовством, а усердствованием моему отечеству, набирав беднейших, и для их обучения выписывая нужные книги, «покупая эстампы, гипсы, редкие картины».
Катастрофа, крах могли сразить кого угодно, но не В.И. Баженова. Он находит поддержку у своей жены, Аграфены Лукиничны, и своих детей.
Нельзя сказать, что не было заказов - многие московские вельможи считали за честь пригласить знаменитого зодчего.
Найдены десятки отличных архитектурных сооружений, в которых обнаружено авторство Баженова.
Екатерина, чтобы смягчить свой «кремлевский удар», после победоносной Турецкой войны поручает В. Баженову архитектурное оформление гигантского празднества в Москве на Ходынском поле. Баженов со своим коллективом представил на утверждение императрицы проект оформления с сооружением зданий в виде покоренных крепостей. На земле изображается гигантская карта Крыма.
Екатерина и этот замысел приписала себе, о чем сообщила письмом барону Гриму:
- Я призвала в одно прекрасное утро Баженова, моего архитектора, сказала ему: друг мой, в трех верстах от города есть луг; представьте себе, что этот луг - Черное море; Вы начертите песком Крымский полуостров...» и далее - все, как в проекте Баженова.
Сооружения Баженовской творческой группы на Ходынском поле Екатерине понравились. Но эти сооружения - по сравнению с неосуществленным проектом Большого Кремлевского дворца - очень скромны и менее значительны, если не сказать большего - совсем незначительны.
Казалось бы, начинается новая творческая жизнь Баженова. Екатерина после празднеств Кучук-Кайнарджийского мира, длившихся более двух недель, заказывает ему проект и строительство Царицынского подмосковного дворца-резиденции. В ту пору Царицыно называлось «Черная грязь» и принадлежало сначала князю В.В. Голицыну, потом отобрано Петром в казну, потом подарено Антиоху Кантемиру. В 1775 году «Черная грязь» вместе с прилегающими деревнями была выкуплена Екатериной за 25 тысяч рублей.
Екатерина была в то время увлечена
готикой и ставит условие Баженову построить Царицынский ансамбль в готическом стиле.
Готика
Готика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV-XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие.
Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.
Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика).
Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями Бога». В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже.
Из Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу — в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу; а поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco» — немецкий стиль.
С приходом в начале XVI века Ренессанса севернее и западнее Альп, готический стиль утратил своё значение.
Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени — новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.
В романских соборах и церквях обычно использовался цилиндрический свод, который опирался на массивные толстые стены, что неизбежно приводило к уменьшению объёма здания и создавало дополнительные трудности при строительстве, не говоря уже о том, что этим предопределялось небольшое количество окон и их скромный размер. C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений.
Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку», их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон, и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре.
Кроме того, готика последовательно применяла стрельчатую форму в сводах, что также уменьшало их боковой распор, позволяя направлять значительную часть давления свода на опору. Стрельчатые арки, которые по мере развития готической архитектуры становятся все более вытянутыми, заостренными, выражали главную идею готической архитектуры — идею устремленности храма ввысь.
Часто на месте опоры аркбутана на контрфорс ставился пинакль. Пинакли — это завершенные остроконечными шпилями башенки, имеющие часто конструктивное значение. Они могли быть и просто декоративными элементами и уже в период зрелой готики активно участвуют в создании образа собора.
Почти всегда сооружали два яруса аркбутанов. Первый, верхний ярус предназначался для поддержки крыш, становившихся со временем более крутыми, и, следовательно, более тяжелыми. Второй ярус аркбутанов также противодействовал давящему на крышу ветру.
Возможный пролет свода определял ширину центрального нефа и, соответственно, вместимость собора, что было важным для того времени, когда собор являлся одним из главных центров городской жизни, наряду с ратушами.
Десять лет посвятил этому ансамблю В.И. Баженов - опять многочисленные рисунки, чертежи, макеты. Опять бессонные ночи, творческие муки, колебания. Автор создал оригинальный архитектурный комплекс, возродив лучшие традиции русской архитектуры, не забыв при этом и условие императрицы. Правда, много позже неутомимые исследователи-искусствоведы определили этот стиль как «псевдоготический». Если бы автору удалось закрепить такое направление в архитектуре еще несколькими постройками, возможно, этот стиль получил бы название «русская готика», или «русгот», или другое замысловатое название. Но нам кажется, самому Баженову от этих названий не было бы ни тепло, ни холодно.
В ансамбль Царицынской усадьбы входили: Дворцовые павильоны, Оперный дом, четыре Кавалерийских корпуса, Хлебный дом, оранжереи и другие сооружения. Кроме того, - прекрасные фигурные ворота, фигурный мост, беседка «Золотой сноп».
Казалось бы, Екатерина должна была обрадоваться русской сказке в Царицыно - это уже не Черная грязь, а светлая поэма в камне. Из окон Оперного дома, помещенного Баженовым на рельефе, открывается сказочный вид на пруды, в которых плавали, отражаясь в чистой воде, белые и черные лебеди. Парк, липовая аллея, чугунная резная ограда - все дополняет и украшает комплекс.
Но... вместо слов восхищения и благодарности Екатерина в гневе воскликнула:
- Это не дворец, а острог!
Мало того, бегом возвращаясь в экипаж, приказала Измайлову сломать дворец до основания.
Не без основания считают, что царица разгневалась не из-за того, что «своды царицынского дворца показались слишком тяжелыми, а комнаты слишком узкими, будуары тесными, залы темными, а лестницы очень узкими». Причина скрывалась в теплых отношениях Баженова с сыном императрицы Павлом. Зодчий павильоны-дворцы для Екатерины и Павла построил равнозначными, не учтя величия и апломба первого лица государства.
Правда, есть и другие версии неспокойного поведения Екатерины. Документы 1785 года говорят о том, что императрица ночью бежала в Кремль из Петровского подъездного дворца от мятежников, укрылась в Успенском соборе, потом уехала в село Коломенское. Чувствуя себя в опасности, она в сопровождении большой охраны направилась в Царицыно и по дороге получила тревожную депешу из Петербурга. Что было в депеше - никто не знает, но, скорее всего, говорилось о раскрытии заговора.
Вся утыканная этими тревожными сообщениями и наговорами, как ёж иголками, Екатерина была категорична:
- Сломать!
Ломать - не строить. Эту аксиому хорошо усвоили на Руси. К счастью, кое-что сохранилось, например, чертежи и память.
Этот очередной удар по впечатлительному Баженову был не только моральным, но и материальным или, как принято говорить, физическим - архитектора уволили в отставку. Но не забывайте, что у него был, хоть и не ахти какой, но военный чин. Он - в опале, но еще не совсем растоптан.
Нужно было жить в опале еще десять лет, немного проектируя для церкви и частных лиц. И ждать... И ждать.
Ждать нового этапа своей творческой жизни, связанного с уходом из жизни Екатерины. И он дождался - новый император не забыл опаленного его матерью зодчего и вернул Баженова в Петербург. И не просто вернул, а с генеральским чином. А какой генерал без имения и крепостных душ? Наградили бывшего опального архитектора и имением вместе со всеми крепостными, а их не много, не мало, а тысяча душ!
Компенсацией за «моральный ущерб» было поручение Баженову строительства Михайловского замка, дворца императора Павла, и даже Казанского собора.
Но если бы все это последовало раньше, а не теперь, когда творческий порыв если не погас, то ослабел!
К чести Павла, он и материально не обидел зодчего, положив ему годовое жалование 1875 рублей. Император назначает В.И. Баженова вице-президентом Академии Художеств, награждает орденом Анны второй степени с бриллиантами.
Открылось очередное «дыхание» у большого зодчего, появились планы по перестройке преподавания в главной Академии России. Они были у Баженова и двадцать лет назад, но теперь созрели и окрепли. Вот две позиции из обширного плана реконструкции Академии:
- Восемь пунктов приема и преподавания, изложенные в «Примечаниях о Императорской Академии художеств».
- Издание альбома лучших памятников русского зодчества.
«Если бы этот последний из больших замыслов Баженова был выполнен, то нам сейчас незачем было бы писать историю русского зодчества, ибо эти сведения могли бы быть почерпнуты из того колоссального увража, который сохранил бы нам к тому же не одну сотню безвозвратно погибших ныне архитектурных строений».
Эти точные слова И.Э. Грабаря еще раз подчеркивают, что в голове уже физически больного Баженова еще витали светлые и грандиозные планы, осуществить которые он уже, к сожалению, не смог.
Великий Василий Иванович Баженов скончался в 1799 году в возрасте 62 лет. В этом возрасте Jle Корбюзье еще строил свой знаменитый город Чандигарх, а Микеланджело Буонарроти прошел только 2/3 жизненного пути.
На этом рассказ о Баженове можно было бы закончить. Но хотелось бы рассмотреть хоть одно сооружение, которое было осуществлено и не разрушено по приказу царя или царицы, или взорвано в более поздние времена.
Есть такое здание! Это дом Пашкова в Москве. Хотя он горел в 1812 году, когда Наполеон ждал ключи от Москвы. Но затем памятник восстановили, дав нам возможность и полюбоваться им, и поговорить о нем, и «перебрать ему косточки».
Начинаем... Чтобы оценить архитектурно-художественное решение здания в стиле классики с русским уклоном, нужно немного изучить строительную площадку, рельеф, историю старой Москвы.
Баженов хорошо знал Москву - помните, он мальчиком старательно рисовал старые архитектурные постройки, затем, на закладке Большого Кремлевского дворца он ярко нарисовал картину возникновения и развития Москвы. Он всегда, как только удалялся от императрицы, оказывался в Москве - хорошо, что не в Сибири!
Итак, площадка для строительства дома Пашкова - холмистая с крутым рельефом, исторически знаменитая. Здесь, при впадении Неглинки в Москву-реку два холма сжали с двух сторон устье узкой реки. И названия у них - холм Боровицкий и холм Ваганьковский. Ваганьковский холм и прославился тем, что на нем был построен дом Пашкова. Правда, значительно раньше на Ваганьковском холме проходили традиционные на Руси кулачные бои.
Лейб-гвардии поручик П.Е. Пашков вошел в историю, возможно, благодаря Баженову. Не каждый знает автора этого сооружения, но каждый знает, что это - дом Пашкова. Позже это будет здание Публичной библиотеки.
Трудно было решить генеральный план застройки, но В.И. Баженов блестяще справился со сложной задачей. Следуя традициям усадебной застройки, зодчий выполняет открытый парадный двор, обращенный в сторону переулка. Холм напротив Кремля он завершает монументальной вертикальной композицией.
В архитектурной композиции можно выделить следующие элементы:
• Осевая центральная композиция, характерная для классических направлений.
• Выявление главного и второстепенного.
• Подчеркивание главного центрального объема фланкирующими второстепенными торцами.
Три вертикальных объема здания объединены одним контрастным горизонтальным объемом первого этажа с рустованной плоскостью стены. Три портика разбивают зрительно значительную протяженность фасада, делая его пластичным и «богатым». Зодчим выбран
коринфский ордер, как самый подходящий для выражения образа здания. Ордер не отрывается от композиции всего здания и, по словам Баженова, поднимается, как «правильное расположение выпуклых частей для составления в целом здании совершенного изрядства».
Коринфский ордер
Коринфский ордер — один из трёх греческих архитектурных ордеров. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта.
Витрувий сообщает, что этот ордер был изобретён скульптором Каллимахом во 2-й половине V века до н.э.
Не будем углубляться в детали отличия коринфского ордера Баженова от канонических правил и пропорций - эти отличия и в базе колонн и в антаблементе.
Отличительной чертой дома Пашкова является четкость и простота планировки и форм. Отсутствуют характерные для барокко овалы, круги в плане и фасадах. Овал применен Баженовым только для лестницы. В планировочных модулях использованы квадраты и кратные квадрату прямоугольники. План явился основой формирования объемов комплексов в увязке их между собой.
Фасадные поверхности стен обработаны не только
рустом, но и декоративными
Руст
Руст — грубо отёсанный камень или его имитация, употребляемая в рустике.
Рустика (также рустик, рустовка; от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными и плотно пригнанными один к другому камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями. Такой способ облицовки, но ещё без обрамления камней гладкими рантами, стали впервые употреблять римляне для архитектурных частей, которые должны были производить впечатление массивности и прочности (например, цоколь и низ более или менее значительного сооружения).
Применение рустики возобновилось в раннюю эпоху Возрождения; прибегать к ней особенно любили тосканские зодчие той поры, о чём свидетельствуют многие, относящиеся к ней здания во Флоренции, в том числе дворец Питти, фасад которого целиком облицован рустикой. Впоследствии, наряду с естественными, неотёсанными камнями, вошли в употребление лепная подделка под них и подражание — также лепное — ноздреватому и как бы проточенному червями известковому туфу. Облицовка рустикой выполняется и при отделке фасада штукатуркой с воспроизведением руста, имитацией разбивкой стены на прямоугольники или на полосы.
пилястрами. Сейчас можно спорить о тектоничности, целесообразности использования ордерной системы, пилястр и других архитектурно-художественных элементов. Но нужно увязать комплекс всех вопросов проектирования - эпоху, уровень экономического развития, стилевые международные течения в архитектуре, индивидуальность, строительную базу и материалы, строптивость заказчика. Да мало ли еще какие факторы нужно учесть при строительстве.
Пилястра
Пилястра (также пилястр, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий (в отличие от лопатки) базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола). В плане пилястры бывают прямоугольными, полукруглыми (полуколонны) и сложной формы (например, «пучковые пилястры», «пилястры с полуколоннами»).
Пилястры широко применялись в ордерной архитектуре, служа как декоративным (для вертикального членения плоскости стены), так и конструктивным элементом (для усиления стены). Начиная с эпохи Возрождения пилястру можно встретить и в мебели, где она располагается, в основном, по обеим сторонам шкафов, и играет роль опоры.
В этих случаях не без основания утверждают:
- Критиковать нелегко, а строить - еще труднее!
Итак, подведем итоги творческой деятельности большого зодчего, хотя не имеем на это права — ведь Баженов по этому вопросу никаких указаний не оставил. Просто мы все ошибочно считаем, что творчество больших людей принадлежит нам и у нас есть право критиковать их творения, приклеивать ярлыки стилей, направлений. Мало того, мы порой бесцеремонно вторгаемся и в их личные жизни. А возможно, изучая жизнь великого человека, мы стараемся разобраться в своей?
Проникнувшись симпатией к Василию Ивановичу Баженову, попробуем дать энциклопедическую характеристику его деятельности. Кто он, Василий Баженов?
- Творчески одаренный человек, первый профессиональный архитектор в России, получивший образование на родине и укрепивший его за рубежом. Автор многих великолепных архитектурных проектов, неосуществленных по роковым обстоятельствам. Автор замечательных архитектурных ансамблей, разрушенных по одному приказанию нетворческих личностей. Глубокий патриот Москвы и России.
Как ни странно, об этом чувстве, о патриотизме, Баженов нигде не писал. А если бы писал, то может быть, словами И.С. Никитина:
- Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,
Стать на честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!

|
Для отображения блока требуется Flash Player
|